Попытки демократизации советского общества. «Хрущевская оттепель»

Во второй половине 1953 года начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались, прежде всего, ускоренного подъема с/х с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее решения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС. Проведение экономических реформ связано с именем Н. С. Хрущева, ставшего в сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС.
Для усиления материальной заинтересованности колхозников и рабочих были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, значительно снижены нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства, наполовину уменьшен денежный налог, взимаемый с каждого колхозного двора. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако крестьяне не получили права выбора форм хозяйствования.
С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель в Северном Казахстане. Сюда направили 500 тыс. добровольцев, 120 тыс. тракторов, 10 тыс. комбайнов. Однако эта мера имела кратковременный успех.
С середины 50-х годов предпринимались усилия для решения жилищной проблемы. За 1956 - 1960 гг. новоселье справили около 54 млн. человек (четверть населения страны). Был принят закон о пенсиях, установивший один из самых низких в мире возрастной ценз. Отменялись все виды платы за обучение. Росла зарплата: в среднем на 3% в год. К концу 50-х годов по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90%.
В 1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать управление народным хозяйством. Вместо отраслевых министерств и ведомств были созданы совнархозы - территориальные управления.
Многие экономические проблемы в те годы хрущевское руководство попыталось решать политическими методами, посредством административных реформ и кампаний ("кукурузная кампания", "мясная кампания" в Рязани, "молочные рекорды" и т. д.).
В начале 60-х годов возникли перебои с мясом, молоком, хлебом, маслом. СССР был вынужден закупать продовольствие и корма за рубежом. Это было связано с недальновидной политикой в отношении селян (у деревенских жителей урезали приусадебные участки, им запрещалось иметь более одной коровы), а также с бесконечными перестройками управления сельским хозяйством. Однако 10-летний период хрущевского реформаторства стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страны, уровня жизни советских людей. В 1956 - 1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен атомный ледокол "Ленин". В рамках государственных программ решались проблемы освоения космоса, развития электроники и другие.
Противоречивость и непоследовательность многих начинаний были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и государственный деятель в условиях жесткой централизации административно-командного стиля руководства.



Децентрализация в экономике, науке, управлении расширила самостоятельность местных руководителей, развивала их инициативу. В высшем руководстве страны не чувствовались авторитарные методы руководства. Исчезновение страха повсеместно вызвало ослабление общественной дисциплины, стал резче проявляться национализм республик по отношению к русскому населению. Увеличилась преступность, особенно экономические преступления: взяточничество, хищения, спекуляция общественной собственностью. Поэтому были приняты более суровые меры наказания за преступления, основанные на новом уголовном законодательстве. Сам факт возвращения к закону после произвола прошедших лет являлся новаторством, хотя сами законы нуждались в более глубокой разработке.

После ХХII съезда стало возможным публиковать в печати трагические страницы сталинского правления, назвать имена жертв репрессий.

Очень важным новым пунктом, включенным на ХХII съезде партии в Устав КПСС, был пункт, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более трёх сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться по меньшей мере на одну треть. Хрущёв стремился как можно больше привлечь граждан к участию в работе органов власти.



Осенью 1962 года Хрущёв высказался за пересмотр ждановских резолюций по культуре и хотя бы за частичную отмену цензуры.

Кампания против "врагов народа" была разом прекращена. Были провозглашены амнистии по всем незначительным преступлениям и сокращены сроки по приговорам к более длительному заключению.

58. СССР во второй половине 60-х гг. оформление консервативных тенденций во внутренней и внешней политике.

В окт. 1964 г с поста руководителя страны был смещён Хрущёв. В обществе это не вызвало разочарования, поскольку реформы проводимые Хрущевым вызывали недовольства. 1 секретарём был избран Брежнев. Председатель. Был возобновлён пост Генерального секретаря. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Политическая основа государства – Советы народных депутатов. Но на практике страной руководило Политбюро.

Социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х-начале 80-х гг. Попытки экономических реформ середины 60-х гг. Особенности развития промышленности в 70-х-начале 80-х гг. Противоречия в аграрном производстве. Обострение экологических проблем.

Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 60-х-начале 80-х гг. Особенности политической жизни страны. Идеологическая жизнь. Особенности развития культуры. События политической жизни страны в ноябре 1982-марте 1985г.

Внешняя политика СССР в середине 60-х-начале 80-х гг. Программа мира и ее реализация. СССР и страны социализма. СССР и «третий мир». Изменения внешнеполитической ситуации и внешней политики СССР на рубеже 70-80-х гг.

Анализируя хозяйственную реформу 1965 года и причины ее неудачи, надо подчеркнуть, что главной причиной явилась командно-административная система управления экономикой, которая к этому времени полностью себя исчерпала и превратилась в тормоз развития экономической и социальной жизни советского общества. Так, прирост объема производства продукции, стабилизировавшийся в промышленности за годы 8-й пятилетки (1966-1970) приблизительно на уровне предшествующего пятилетия (50%), а в сельском хозяйстве превысивший его на 21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться соответственно до 43 и 13%, в 9-й пятилетке (1971-1975), 24 и 9% - в 10-й (1976-1980), 20 и 6% - в 11-й пятилетке (1981-1985).

Новации хозяйственной реформы 1965г. (повышение материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда, внедрение хозрасчета, повышение прав предприятий, повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, установление надбавок за сверхплановую продажу сельхозпродукции государству, усиление финансирования аграрного сектора экономики и т.д.) благотворно повлияли на экономическую жизнь страны, но их эффект оказался кратковременным, всего лишь на 5 лет (1966-1970гг.).

Все это привело к тому, что уже к концу 60-х годов реформа в промышленности выдыхается, так и не столкнув советскую экономику с наезженной колеи расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Попытки внедрить наукоемкие производства (микроэлектронику, информатику, робототехнику, биотехнологию), развернуть сеть научно-производственных объединений не принесли ожидаемой отдачи. Становым хребтом экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. Перекосы в структуре народного хозяйства усугублялись, она приобретала все более нерациональный, деформированный характер. Являясь бездонным потребителем капиталовложений (только на развитие аграрного сектора экономики в 1966-1980гг., было направлено 383 млрд. рублей, что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы Советской власти), советская экономика имела минимальный выход на человека, на удовлетворение его потребностей.

Директивная экономика объективно подошла к пределу своих возможностей. На каждый новый процент прироста продукции она требовала не только все больше средств, но и увеличения затрат рабочей силы.

Во все больший упадок приходило и сельское хозяйство. Огромные капиталовложения в него не давали должной отдачи. Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземами, превратилась в лидера по закупкам зерна за границей.

Но вместо совершенствования системы управления экономикой руководство страны нашло своеобразный способ избегать упадка в экономике: оно форсировало поставки на западный рынок энергоносителей - нефти и газа, цены на которые только в 70-е годы возросли в 20 раз. С 1969 по 1985г. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Внешняя торговля СССР приобретала отчетливо выраженный «колониальный характер». Зато казна обогатилась за счет сотен миллиардов «нефтедолларов».

Но в начале 80-х годов валютный поток стал иссякать: спрос на нефть снизился, и цены на нее на мировом рынке начали стремительно падать. Значительно большие успехи нашей страной были достигнуты в это время в области внешнеполитической деятельности (борьба за мир, за сокращение гонки вооружений, за разоружение). Однако и здесь не обошлось без серьезных просчетов (события в Чехословакии в 1968г., Мозамбик, Ангола, Никарагуа, Афганистан).

Но, несмотря на все эти сложности и трудности, страна продвинулась вперед в развитии науки и техники, особенно в освоении космоса.

Застойные явления стали проявляться и в политической жизни. Брежневская администрация с самого начала взяла курс на свертывание либеральных начинаний хрущевской поры. Прекращается критика «культа личности», прекращается реабилитация жертв сталинских репрессий, развернулись гонения на инакомыслящих (диссидентов).


poroj-smiryon-poroj-myatezhen.html
poroki-i-nedostatki-statej-eksterera.html
    PR.RU™