Понятия состав и структура цены. Классификация видов цен.

Для правильного понимания категории цены следует различать понятия «состав цены» и «структура цены». Состав цены характери­зуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т. д.), выраженными их абсолютными значениями, например в рублях. В отличие от состава цены структура цены есть соотноше­ние отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельном весе этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%, то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль - 20% и т. д.

Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом (табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Состав цены

Предприятие-изготовитель Оптовик Розничный магазин
Себесто-имость продукции При-быль Акциз (по подакцизным товарам) НДС Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка/ скидка НДС Торговая надбавка/ скидка НДС
Оптовая (отпускная) цена предприятия
Отпускная цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия с НДС
Оптовая цена промышленности (продажная цена оптового посредника, покупная цена предприятия торговли)
Розничная цена

Эти виды цен количественно связаны между собой: на последующей стадии цена становится выше, чем на предыдущей.

Акциз (по подакцизным товарам) начисляется один раз предприятием-изготовителем. Налог на добавленную стоимость (НДС) включается в цену на каждой стадии оборота товара.

НДС – косвенный налог, его уплачивает потребитель.

Действующая ставка НДС – 18%.

НДС, включаемый в цену, и НДС, уплачиваемый в бюджет – это разные суммы.

Для ценообразования НДС начисляется на всю сумму цены.

Для уплаты в бюджет рассчитывается разница между полученным и уплаченным НДС.

В России НДС не носит того характера, который должен носить. На практике его часто исчисляют обратным путём, т.е.:

1) от сложившейся цены определяют НДС (цена продажи * 18/118);

2) прикидывают разницу между ценой без НДС и ценой закупки (то есть определяют надбавку к цене), чтобы выяснить целесообразность спекуляции.

Т.о. задача хорошего спекулянта сводится к тому, чтобы найти производителя, или предыдущего оптовика, который продаст товар дешевле.

В налоговом кодексе РФ (ст. 145, 146) установлены ситуации, при которых организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС. В этом случае оптовая цена предприятия становится отпускной ценой предприятия.



Итак, существуют различные классификации цен. Отметим, что в различных источниках содержание классификаций может несколько отличаться.

Первая и важнейшая классификация цен – в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения. Здесь цены подразделяются на следующие основные виды:

− оптовые цены на продукцию промышленности;

− цены на строительную продукцию;

− закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

− тарифы грузового и пассажирского транспорта;

− розничные цены;

− тарифы на коммунальные и бытовые услуги;

− цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Рассмотрим перечисленные виды цен подробнее.

1) Оптовые цены на продукцию промышленности -цены, по кото­рым реализуется и закупается продукция предприятий, организаций промышленности в порядке оптового оборота.

Продукция продается и покупает­ся оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципи­альное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным от­ношениям.

Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

• оптовая цена предприятия (отпускная цена);

• оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена, цена изготовителя) - цена изготовите­ля продукции, по которой он реализует произведенную продукцию другим предпри­ятиям или оптово-сбытовым компаниям. Это цена на продукцию при продаже ее крупными партиями. Обычно такая цена ниже розничной, так как при оптовой продаже меньше издержки обращения в расчете на единицу товара.

Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из:

− себестоимости (издержек производства и реализации);

− прибыли;

− акциза (по подакцизным товарам);



− НДС.

Реализуя свою про­дукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должна воз­местить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в услови­ях рынка.

Получение прибыли - главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к получению мак­симальной прибыли.

Если в плановой экономике допустимо существование низко­рентабельных и нерентабельных предприятий (а их в дореформен­ный период было около 15% общего числа), живущих за счет дота­ций из бюджета, то в рыночных условиях их практически не может быть, за редким исключением, когда государство с целью поддер­жания приоритетных отраслей и производств вынуждено выделять дотации предприятиям этих отраслей.

В условиях рынка в отличие от плановой экономики никаких нормативов прибыли, рентабельности сверху не устанавливается, за исключением продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством.

Однако полной гарантии предприятию (фирме) в том, что оно получит запланированный размер прибыли, никто дать не может, так как коммерческий успех его деятельности зависит от многих рыночных факторов, предугадать действие которых весьма сложно, тем более что многие из них являются довольно подвижными. По­этому конечный экономический результат деятельности предприятия может оказаться как положительным (прибыль), так и отрица­тельным (убыток).

На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) произво­дится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей ра­боты предприятия (фирмы).

Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя явля­ется трансфертная цена –это то цена, которая обслуживает внутренние операции между структурными подразделами компании. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в от­ношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

В последние годы трансфертные цены получают большое рас­пространение, поскольку внутрифирменная торговля становится все более важным элементом международной торговли. Так, внутрифирменная торговля широко осуществляется между аме­риканскими компаниями и их филиалами, находящимися в дру­гих странах. Таким же образом действуют и другие страны на территории США.

Использование трансфертных цен может оказывать существен­ное влияние на конкурентоспособность фирмы на рынке. Так, пу­тем снижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность конечного товара.

Пониженные трансфертные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин и др. Однако это противоре­чит антимонопольному законодательству и может быть наказуемо.

Оптовые цены промышленности - цены, по которым предпри­ятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптово-сбытовым и снабженческим организациям.

Оптовая цена промышленности включает:

− оптовую (отпускную) цену;

− снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку;

− НДС.

Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка - это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена, она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к произ­водству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сфе­рой обращения (оптовой торговлей).

Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров и расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются (Таблица 2.3).

Таблица 2.3

Соответствие стадий товародвижения и видов цен

Стадии товародвижения Соответствующие виды цен
предприятие - оптовая торговля оптовая цена предприятия
оптовая торговля - розничная торговля оптовая цена промышленности
розничная торговля - потребители розничная цена

2) Цены на строительную продукцию.Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость - предельный размер затрат на строитель­ство каждого объекта;

2) прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость еди­ницы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м маляр­ных работ и др.);

3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную про­дукцию.

3) Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию -это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформи­руются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зави­симости от соотношения спроса и предложения.

По своему составу закупочная цена состоит из:

− се­бестоимости;

− размера прибыли;

− НДС.

Важнейшим для развития сельского хозяйства является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между про­мышленностью и сельским хозяйством, недопущения ценового противостояния между городом и се­лом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышлен­ности.

Наиболее ощутимые удары сельское хозяйство получает во вре­мя инфляционного роста цен. Дело в том, что результаты своего труда оно реализует один раз в году - осенью, после уборки и про­дажи части урожая, а покупает необходимые материально-техниче­ские ресурсы постоянно, на протяжении всего года, в условиях не­прерывного роста цен. Поэтому в отношении сельского хозяйства необходимо посто­янное проведение экономической и социальной поддержки со сто­роны государства (льготные кредиты, обеспечение материаль­но-техническими ресурсами и т. д.).

Многие страны мира оказывают помощь сельскохозяйственной отрасли в виде гос. закупок по гарантируемым ценам значительной части урожая. Также напрямую дотируют сельское хозяйство, либо применяют опосредованные схемы субсидирования и поддержки. Например, Япония – на 80%, Финляндия – на 70%, США – не менее чем на 40%. Это связано с конкурентной борьбой и борьбой за рынок сбыта. Дело в том, что к сельскохозяйственным технологиям, в отличие от ракетных, авиационных и т.п., имеют доступ практически все страны мира. Солнце на всех одно, вода тоже. Поэтому развитые страны умышленно занижают цены на сельскохозяйственную продукцию, стараясь потеснить аналогичную продукцию страны-конкурента. При этом возникающие в иных отраслях сверхдоходы с помощью специальных схем перекачиваются на государственном уровне в сельское хозяйство.

Также имеет место глобализация, при которой сельское хозяйство остается в тех странах, где оно окупается. В России молоко выливаем, поскольку разводим немецкий порошок – это молокоперерабатывающему сектору выгоднее. Производится мясо, но его выгоднее закупать в Аргентине, Бразилии. Кризис в сельском хозяйстве за границей – в перепроизводстве, у нас – потому, что перерабатывающие предприятия не берут продукцию у отечественного производителя.

В России зачастую говорят о прекращении сельхозпроизводства в связи с его «убыточностью». Рентабельность сельского хозяйства в России составляет 10-14%. С учётом процентов по кредитам и высокими рисками отрасль работает практически в ноль. При этом ставки кредитования в других странах снижаются до 0,5% и менее.

В РСФСР рентабельность сельскохозяйственных предприятий регулировалась не стихийными рыночными механизмами, а через ценообразование. В послевоенное время было произведено несколько коррекций закупочных цен, и во второй половине 80-х годов существовало равновесие, при котором средний уровень рентабельности составлял в 1987 г. у колхозов 19%, а у совхозов 20%. В 1989 г. уровень рентабельности у колхозов и совхозов вырос до 37%. Рентабельность производства разных видов продукции была различна, но в условиях планового хозяйства это не приводило к сокращению производства малодоходной или убыточной продукции, т.к. для хозяйства был важен общий результат.

В первый же год либерализации цен установившееся равновесие было сломано, и открыт рынок для импортных сельскохозяйственных продуктов. 1992 г. правительство России оказывало поддержку зарубежным производителям, дискриминируя отечественных. Оно закупило у рос­сий­ского села 26,1 млн. т. зерна по 11,7 тыс. руб. за тонну (что по курсу на 31.12 1992 г. составляло около 28 долларов), а у западных фермеров – 28,9 млн. т. зерна по 143,9 долларов за тонну. Важнейшим фактором, сделавшим сельское хозяйство РФ убыточным или почти убыточным, было резкое повышение цен на машины и материалы, закупаемые сельскохозяйственными предприятиями, которые не могли в той же мере поднять на рынке цены на свою продукцию.

Развивая сельское хозяйство только по принципам «как выгоднее», без грамотного государственного управления, страна ставится в зависимость от других стран, что снижает её автономность и обороноспособность.

В Российской Федерации помощь сельскому хозяйству оказывается особенно в период посевных работ и уборки урожая (обеспечение топливом, удобрениями, сельскохозяйствен­ной техникой и др.). Но многие исследователи отмечают, что этого недостаточно.

4) Тарифы грузового и пассажирского транспорта -плата за пере­мещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организа­циями с отправителей грузов и населения.

Составные элементы та­рифа:

− издержки;

− прибыль транспортных организаций;

− НДС.

Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки затрат за движенческую операцию (транспортировка гру­зов).

5) Розничные цены- цены, по которым товары реализуются в роз­ничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими экономи­ческими элементами:

− оптовой ценой промышлен­ности;

− НДС

− торговой надбавкой или скидкой.

Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Разновидностью розничной цены является аукционная цена, т.е. цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть много­кратно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

6) Тарифы на коммунальные и бытовые услуги– это плата за различ­ного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммуналь­ными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также пла­та за квартиру, телефон и пр.

Цены на эти услуги включают в себя:

− себестоимость;

− прибыль;

− НДС.

7) Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (внешнеторговые цены),делятся на:

− экспортные цены, по которым отечественные производители вывозят товар для его реализации за пределы страны;

− импортные цены, по которым товар поставляется из-за рубежа.

Экспортные и импортные цены являются контрактными ценами (ценами, согласованными между сторонами и предусмотренными в договоре/контракте).

Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе мировых цен (т.е. интернациональной стоимости товара). Мировые цены формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов, инфляции и т.д. Мировые цены находятся под значительным влиянием государ­ства, которое проводит регулирование внешнеэкономической дея­тельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экс­порта и импорта. Т.о. мировые внешнеторговые цены отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами.

В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладаю­щее место занимают нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое зна­чение в системе мировых цен имеют цены на экспортируемые товары. На них действуют два основных (наиболее распространённых) вида цен:

1) цена франко – станция отправления;

2) цена франко – станция назначения.

Слово «франко» означает, до какого пункта (места) продвижения продукции от изготовителя (продавца) до потребителя (покупателя) транспортные расходы включены в состав цены. Систему франкирования цен рассмотрим ниже, в другой классификации.

Итак, на экспортируемые товары внутри страны устанавливаются спе­циальные цены и надбавки к ним.

На импортируемые товары цены устанавливаются на основе им­портной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны экспортера. Затем на территории России импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.

Розничные цены на импортные потребительские товары устанав­ливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соот­ношения спроса и предложения.

Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах, и в тари­фах на услуги, например, в гостиницах для иностранцев, при прода­же потребительских товаров на иностранную валюту в специальных валютных магазинах.

Таможенные пошлины представляют собой обязательный платеж, подлежащий уплате при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенные пошлины в зависимости от объекта обложения подразделяются на ввозные и вывозные, а также транзитные (последние в России не применяются).

Основными элементами для начисления ввозных таможенных пошлин являются:

− таможенный тариф;

− страна происхождения товаров;

− тарифные преференции (льготы).

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД РФ). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров.

Страна происхождения определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории.

Тарифная преференция - это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеторговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ. Порядок предоставления тарифных льгот определяется Правительством РФ.

INCOTERMS 2010 – это международные правила, толкование наиболее применимых в международной торговле терминов. Они признаны правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру.

Инкотермс нужны для ликвидации недоразумений, судебных разбирательств, возникающих из-за незнания специфики ведения торговли в различных странах. Сфера действия Инкотермс 2010 распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров). Стороны, которые желают использовать Инкотермс, должны четко указать в договоре, что они его используют.

Каждый термин Инкотермс представляет собой аббревиатуру из трех букв. Ниже приведена структура Инкотермс и краткое описание. В Инкотермс подробно расписаны обязанности продавца и покупателя, соответствующие каждому Инкотермс, а также распределены риски между ними.

Категория Е – отгрузка.

− EXW ((EX Works ( ... named place)) Франко завод ( ...название места)) Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку[*] товара для экспорта.


popitki-utverzhdeniya-parlamentskoj-modeli.html
popkorn-lord-dzhim-ischeznoveniya.html
    PR.RU™