Понятия «насилие» и «жестокое обращение с детьми»

В последние десятилетия наклонно разрушался один из наиболее устойчивых мифов, унаследованных из прошлого, сутью которого является убеждение в том, что дети – это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Следствием этого убеждения стало распространение представления о том, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефектностью, а не с тем подчиненным, зависимым от взрослых, положением в обществе, которое дети занимали ранее и занимают в настоящее время.

Насилию в различных его формах подвергается ежегодно до двух млн. несовершеннолетних. Более 500 тыс. детей каждый год убегают из семьи и интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников. В общем числе зарегистрированных преступлений растет удельный вес противоправных деяний, по которым установлены малолетние потерпевшие (с 0,5 % в 1994 г. до 1 % в 1999г.). Распространенность сексуальных посягательств в отношении детей до 15 лет – 30% от общего количества преступлений этой категории.

Проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Только сейчас мы начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Большинство исследователей, занимающихся проблемой насилия и жестокого обращения с ребенком, считают, что начало современного научного пред­ставления о данной проблеме было положено в 1961 году, когда на ежегод­ном собрании Американской Академии Педиатрии H.Kempe провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В следующем году этот доклад был опубликован в JAMA. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологичес­кие и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статисти­ческие данные о распространении насилия над детьми в США.

Говоря о насилии по отношению к детям часто употребляется термин жестокое обращение с детьми. Термин появился недавно ( от англ. abius – насилие, злоупотребление meltripment - плохой, недостаточный уход). На рус­ский язык это переводится как оскорбление, злоупотребление, плохое обра­щение и, в зависимости от желания автора перевода, все эти синонимы ис­пользуются при описании жестокого обращения. Эти термины применяются в Х Международной классификации бо­лезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных уч­реждений в России.



Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

В России нет единого подхода к определению понятия "насилие", и «жестокое обращение» более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса.

Термин “жестокое обращение с детьми” как конкретное юридическое понятие впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. Разъяснение этого понятия для семейного, но не уголовного права было дано в п. 14 постановления №9 Пленума Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 г. “О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей” и без существенных изменений воспроизведено через 20 лет в п. 11 постановления №10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”. Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми. В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включена новая ст. 156, которая впервые предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением. Однако отсутствие в этой статье четкого и однозначного определения, что есть жестокое обращение с несовершеннолетним с точки зрения уголовного, а не семейного права затрудняет применение данной нормы на практике. Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Так в ч.1 ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства-участники должны принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Однако при этом не раскрывается, содержание понятий “насилие”, “злоупотребление”, “оскорбление”, “эксплуатация”. Указанные понятие должны конкретизироваться в национальном законодательстве каждой страны с учетом ее традиций и культуры. Таким образом, отсутствие определения жестокого обращения с ребенком в российском уголовном законодательстве следует считать очевидным пробелом (Е.Цымбал, А. Дьяченко)





ponyatiyapriznakitipi-obshestva.html
ponyatno-no-kto-vse-zhe-sozdaet-programmi-razvitiya-vselennih.html
    PR.RU™