Понятийно-терминологические и проблемно-ситуационные задачи

Задача 1.Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой ______, заключённой в теле.

Психология есть наука о порождении и функционировании в деятельности индивидов психического _______ реальности.

Психология изучает ________ состояния и свойства человека на разных этапах его _______, а также закономерности его формирования как активного ________ социального прогресса.

Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип ________, признающий материальную причинную обусловленность всех явлений психики.

Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и ________.

Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психических ________, а приводит к научному объяснению вызывавших их ________.

Эксперимент предполагает активное _______ исследователя в изучаемый процесс.

Задача 2. Ниже приводятся определения психологии как науки:

Психология изучает «закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности» (Психологический словарь. – М., 1996. – с.304)

Психология изучает «процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и др. явлений психики» (Психол. словарь. – М., 1983. – с.291)

«Психология – наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности» (А.Н. Леонтьев)

«Психология – наука, изучающая факты, закономерности и механизмы развития психики» (Е.И. Рогов).

???Какое из определений, на ваш взгляд, наиболее точное и почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задача 3.Ниже приводятся варианты ответов на следующий вопрос: «Почему важно (и важно ли) чётко представлять предмет изучаемой науки, чтобы овладеть ею?»:

а) Зная чётко предмет науки, можно лучше отвечать на экзамене или проанализировать в конкретной работе любой частный вопрос по психологии.

б) Зная предмет науки, человек не будет путаться в наблюдаемых фактах, затрудняясь отличить педагогические или социологические ситуации от психологических.

в) Знание предмета науки имеет методологическое значение для развития самой психологии как науки, т. е. важно не для студентов, впервые изучающих науку, а для учёных.

г) Если сами психологи (учёные и практики) до сих пор не нашли определения предмета своей науки, то нужно придерживаться той или иной известной точки зрения.



д) Любая из названных в книге точек зрения не является убедительной, поэтому, не зная даже ни одной из них, можно усвоить конкретные вопросы психологии и стать профессиональным психологом.

е) Разобраться с предметом психологии студенту надо с самого начала её изучения (принять одну из приведённых точек зрения или выдвинуть и обосновать свою собственную), иначе будет догматизм в учёбе и лишённая творчества будущая практика.

???Какие их этих вариантов ошибочные и почему, а какие верные и в какой мере? Отвечает ли какой-нибудь из предложенных вариантов вашей точке зрения?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Задача 4.Дайте ответы на поставленные в конце текста вопросы.

Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли её наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представлялась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику: душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга).

???Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Задача 5.Прокомментируйте поговорку с точки зрения современного предмета психологической науки.

Чужая душа – потемки. Однако у души нет таких тайн, которые не выдавали бы поведения.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________ …………

Задача 6.Определите методы психологического исследования.



Главное достоинство данного метода заключается в возможности «активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения». Благодаря этому он служит инструментом для получения новых психологических фактов и объективного научного познания.

______________________________________________________________________________

Наиболее доступный и часто встречающийся прием в практике психологов и педагогов – познание учеников на основе непосредственного восприятия; познание, проводимое в естественных условиях. Однако это дело не простое – оно требует точной фиксации фактов, объективного отражения воспринимаемых событий, отношений. Педагог при этом должен четко уяснить себе цели и программу исследования, систематически вести дневник и на основе собранного материала дать объяснение причин психологических фактов.

______________________________________________________________________________

Применяется в психологической науке также метод, когда испытуемым предлагают ответить на ряд вопросов: об интересах, мнениях, мотивах, склонностях и т.п. Письменные ответы затем подвергаются анализу, статистической обработке и служат материалом для определенных выводов. Этот метод позволяет охватить большие группы лиц, не требует обязательного личного контакта (ответы можно послать по почте). Нельзя, однако, забывать, что можно собрать десятки тысяч ответов, но не получить объективных и достоверных данных. Поэтому их, как правило, дополняют и сопоставляют с данными, полученными с помощью других методов.

______________________________________________________________________________

Литература для подготовки

Обязательная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 70-88.

Дополнительная:

1. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Регуляторные механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. – 2012. − №4. – С. 138-146.

2. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Мнестические механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. – 2012. − №5. – С. 153-161.

3. Ковязина М.С., Рощина Е.И. Показатели продуктивности дихотического прослушивания при нарушениях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. – 2013. − №5. – С. 126-133.

4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с. – С. 12-13; 34-39; 42-78.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 42-77.

Тема 1.2. Психология познавательных психических процессов, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача

Основные рассматриваемые вопросы:

1.Понятие о психике. Связь психики и организма, мозга и психики. Структура психики.

2.Материальный субстрат психики. Строение нервной системы. Основные функции психики.

3.Развитие психики в процессе филогенеза. Отличие психики человека и психики животных. Развитие психики в онтогенезе, возрастная классификация.

4.Понятие о сознании. Соотношение сознания и бессознательного.

5.Ощущение и восприятие их характеристика.

6.Память, свойства, особенности процессов памяти.

7.Мышление, клиническое мышление и степень его развития.

8.Темперамент и его свойства.

9.Эмоционально - чувственная сфера личности и ее особенности развития.

Основные понятия:

Психика – сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающим миром.

Рис. 10. Функции психики

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Сознание – отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Таблица 6

Структура сознания

Элементы структуры Характеристика
Познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь
Различение субъекта и объекта противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.
Отношение человека к себе и окружающему миру чувства, эмоции, переживания
Креативная (творческая) составляющая сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции
Формирование временной картины мира память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего
Формирование целей деятельности исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

Рис. 11. Основные функции сознания человека

Таблица 7


ponyatijno-terminologicheskie-i-problemno-situacionnie-zadachi.html
ponyatijnoe-slovesno-logicheskoe-mishlenie.html
    PR.RU™